МБДОУ Наушкинский детский сад

Кружок " Истоки" старший воспитатель Исаенко В.К.

Рабочая программа кружка "Истоки"

1. Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

«Что такое патриотизм?»  Ответ на этот вопрос в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.

2.Цели и задачи кружка:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

 

Задачи:

Обучающие:

Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о республике, в которой мы живем – Бурятии, столице республики – городе Улан- удэ, о нашем Кяхтинском  районе, о главном городе района-  г. Кяхта, о нашем поселке- п. Наушки. Познакомить детей с символами государства и республики (герб, флаг, гимн).

Развивающие:

Развивать у детей интерес к русским и бурятским традициям и промыслам. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому России и Бурятии и его народу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения. Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

 3.Принципы, лежащие в основе кружка:

личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; тематическое планирование материала – подача изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна; наглядность – наличие дидактических материалов; последовательность – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе; занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

 4. Организационно-методическое обеспечение кружка.

Реализация программы кружка предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 2-3  занятия в месяц.

Возраст: 3-7 лет. В программе обучения задействованы: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

 5.Формы  работы.

Беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание литературно-музыкальных композиций, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, подготовки тематических выставок, целевые прогулки.

 6.Техническое оснащение занятий:

дидактические и наглядные пособия; DVD проигрыватель, телевизор; методическая литература; репродукции картин; картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы  «Мой посёлок»; «Моя Республика»; «Моя страна»; «Столица России – Москва»; «Столица Бурятии –  г.Улан- Удэ» художественная литература; пособие «Заповедники и заказники Бурятии и России»; грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; гимнами России и Бурятии. символика Бурятии и России.

 7. Учебный план работы по патриотическому воспитанию кружка «Истоки» для детей подготовительной группы.

Название темы

Программное содержание

1.

Октябрь.

«Родной очаг».

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи; воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому; формировать эстетические представления. Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью, гуманные чувства по отношению к своим близким, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

2.

«Мои друзья».

Рассказать детям о дружбе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

3.

Ноябрь

«Труд взрослых в детском саду».

 Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада.

4.



5.

Декабрь

 «История  г. Кяхта ».

 Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, вызвать интерес; прививать чувство гордости.

6.

«Улицы и достопримечательности нашего посёлка».

 

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц посёлка Наушки . Формировать у детей чувство любви к своему посёлку, познакомить детей с достопримечательностями родного посёлка.

7.

«Транспорт нашего посёлка».

Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте.

8.

Январь

«Труд взрослых в нашем посёлке».

Закрепить название родного посёлка, достопримечательностей, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему посёлку, понимание слова «Родина».

9.

 «Великий праздник – Рождество Христово. Как его встречали в старину».

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны, формировать нравственные и эстетические ценности традиционной народной культуры.

10.

Февраль

«Богатыри земли русской».

Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче, познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах.

11.

Сагаалган – праздник белого месяца.

Знакомить детей с праздником бурятского народа, формировать нравственные и эстетические ценности традиционной народной культуры

12

 «День Защитников Отечества».

Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

13

Март.

«Моя мама – лучше всех».

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им, учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме.

14

«Мой край – Бурятия моя».

Формировать у детей представление о своей Родине – Бурятии; воспитывать чувство любви к малой Родине.

15

«Столица Бурятии - город Улан- Удэ. Государственные символы Бурятии».

Рассказать детям о столице Бурятии – г. Улан- Удэ; познакомить с главными достопримечательностями города, воспитывать чувство любви к малой Родине. Формировать представление о флаге, гербе, гимне Бурятии, формировать уважительное отношение к символам Бурятии.

 16.

 Апрель

«Наша Родина – Россия».

«Столица нашего государства – Москва».

Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране. Рассказать о столице нашего государства – Москве, о достопримечательностях города, формировать представление о Москве, как столице России.

17

 «Государственные символы России. Флаг. Герб. Гимн».

Формировать представление о государственном флаге Российской Федерации, закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России – флагу. Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу. Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гимне, формировать уважительное отношение к гимну.

18

«Великая Пасха».

Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей.

19

Май

«Этих дней не смолкнет слава!»

Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках Родины; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам ВОВ.

20

«Русская матрёшка».

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства  России, познакомить детей с русской матрёшкой.

21

«Русский народный фольклор».

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 8.Предполагаемые результаты.

К концу года обучения дети должны:

владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей. иметь знания о родном посёлке,  уметь рассказывать о своем посёлке, рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, железнодорожником, пожарным, милиционером и т.д.); бережно относиться к труду взрослых. Иметь четкое представление о нашей республике - Бурятия, они должны знать название столицы Бурятии, рассказывать о некоторых достопримечательностях города Улан- удэ. Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения. знать название нашей страны, столицы России, уметь узнавать государственный флаг РФ среди других. Иметь представление о народных праздниках и их значении, знать предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, пословицы и поговорки.

 9. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Сроки выполнения

1.

Праздник, посвященный Дню матери.

Ноябрь

2.

Консультация «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

3.

Изготовление подарков для ветеранов Великой Отечественной войны.

Апрель

4.

Участие в  озеленении территории детского сада.

Май

10.Литература

1. Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Ред. Н.А. Ветлугина, 1989 г.

2. Наглядно- дидактическое пособие ( рассказы по картинкам) Великая Отечественная война в произведениях художников.

3. Нравственное воспитание в детском саду ( для занятий с детьми 2-7 лет) В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, 2006 г.

4. Наша Родина ( нравственно – патриотическое воспитание детей) Н.Ф. Виноградова, 1984 г

5. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. Л.Ф. Островская, 1987 г.

6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

7. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

8. Родной край, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, 1990 г.

9. Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте.

 ( методичка)

10. Дидактический материал: Познаем окружающий мир. Народные промыслы.

29 сентября 2014 в 19:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.